Россия, г. Москва +7 (926) 233-46-64 alex@harlamenkov.ru

Против авторского права

Я против авторского права.
Поэтому, чтобы не изобретать изобретённое,
предлагаю статью Алексея Зайцевского на эту тему.

Автор: Алексей Зайцевский.

Я против авторского права. То есть, я за право автора на известность и против плагиата, но в этом нет противоречия. Будучи автором ряда патентов и иногда получая от своей работы прибыль, я выступаю против существующей системы монополизации творческих достижений. Прежде чем продолжить свою мысль, я хочу предложить вашему вниманию гипотетическую историю, которая лишь частично отражает сегодняшнюю действительность:

И так, есть некий чиновник, от решения которого зависит строительство, допустим, автомобильного завода на определенной территории. Ему надо взять взятку за свое разрешение и одновременно легализовать полученные средства. Можно зарегистрировать домен типа www.tralialia875987.org и легально продать его заинтересованному лицу, но речь идет о крупной сумме и это будет подозрительно. Можно дорого продать рукопись ненаписанной книги, но и это будет подозрительно.

Тогда он идет к опытному патентному поверенному и говорит:

— Я хочу зарегистрировать изобретение.

— А что вы изобрели?

— Пока ничего, но должно выглядеть убедительно.

(далее следует согласование стоимости)…

— Какая область?

— Автомобилестроение.

— Ну, пусть будет, например, «форсунка с турбулентным завихрителем»?

— А посолиднее что-то можно?

— Хотите изобрести «Колесо»?

— Это возможно?

(далее следует согласование стоимости)…

И так, заголовок имеется – «колесо», далее надо определиться с сутью или, иначе говоря, составить формулу изобретения. Берем некий известный прототип, ставим обычную фразу «отличающееся тем, что…» и включаем фантазию. Эксперт в патентном ведомстве осуществляет формальную проверку, проверит правильность составления описания, проверит, не противоречит ли предлагаемое изобретение известным законам физики, но никогда не станет проверять практическую реализуемость и значимость. Зная это, пишем далее: «установлено на подшипниках, количество шариков в которых имеет соотношение 13 к 17». Описание изобретения должно раскрывать его суть, пишем: «При вращении колеса, установленного на подшипниках с равным или кратным числом шариков в определенных условиях возникают резонансные вибрации, что сокращает срок службы подшипников. Данная проблема решается тем, что …». Набиваем пару страниц текста в развитии данной теории, добавляем картинки – работа сделана.

Спустя некоторое время в средствах массовой информации появятся хвалебные статьи о гениальности чиновника, который смог усовершенствовать саму основу основ, и что исключительные права на реализацию изобретения уже переданы новому и очень нужному заводу…

Именно так и выглядит большинство запатентованных изобретений. Если вы немного образованы, то, почитав эти творения, ощутите себя гением на фоне отбросов. Я бы выделил следующие группы изобретений:

1. Действительно важные новшества (абсолютная редкость)

2. Простые, но полезные решения.

3. Творения одиночек, которым показалось, что это может быть полезно.

4. Коммерческие пустышки.

К коммерческим пустышкам относятся:

4.1. Случай описанный выше.

4.2. Широко рекламируемые «очень полезные» бытовые товары, конечно же «уникальные» и запатентованные.

4.3. Множество патентов, которыми бюджетные организации пытаются придать себе значимость и оправдать растраченные деньги.

4.4. Попытка присвоить исключительные права на изобретение, срок действия патента которого истек.

Последний пункт поясню отдельно. Нету стран, где можно было бы поддерживать патент более 20 лет, кроме того, действие патента распространяется только на выбранный список стран. Можно к известному изобретению приписать очевидное дополнение. Наличие дополнения проявляется только в формуле, а заголовок и описание рассказывает о приборе в целом. Потенциальному покупателю демонстрируется многозначительное описание, а в нюансах запутанной формулы, которая состоит из одного предложения, но занимает пол листа, он ничего не поймет. Особенно сложно бывает разобраться в сути изобретений американских патентов, так как там, в формуле изобретения не выделяется отличительная часть.

Еще один негативный момент – желание застолбить больше, чем есть сил освоить. Т.е. изобретатель сделал нечто полезное, но маленькое, а когда доходит дело до формулировки изобретения, то появляется желание охватить своим авторством всю сопутствующую область. В результате у самого автора никогда не хватит сил, чтобы развить те направления, на которые он претендует. А для других разработчиков такое формальное и необоснованное заявление первого автора будет серьезным препятствием. И многие полезные вещи не реализуются не потому, что их не изобрели, а потому, что их запатентовали.

Представьте себе, что запатентована технология получения дешевого товара. В приобретении авторских прав в первую очередь заинтересована компания, которая слишком много денег вложила в дорогое производство и не хочет, что бы низкие цены обесценили предприятие. Такая компания выкупает авторские права, а затем объявляет, что более подробное изучение технологии показало полное отсутствие полезного эффекта и дальнейшее исследование прекращено. Образно говоря, авторское право и прочие системы лицензирования деятельности способствуют тому, что больного не выгодно лечить, но выгодно острую боль превратить в хроническую.

Мало того, что это система накопления абсурда, так она еще и недоступна для большинства простых людей. Она недоступна, потому, что патентоведение редко преподают в вузах; потому, что в большинстве стран стоимость подачи заявления через патентного поверенного стоит больше, чем средняя заработная плата; потому, что для обеспечения патентной защиты в нескольких странах необходимы суммы еще в десятки и даже сотни раз более высокие; потому, что опытные в этой области юристы и талантливые организаторы – большая редкость. Крупная корпорация может потратить огромные суммы денег, чтобы обеспечить свой патент на научно незначительную, но коммерчески выгодную вещь по всему миру и в течении длительного срока. Самостоятельный ученый, разработавший действительно важную вещь, сможет зарегистрировать только ограниченные права. Сперва подается заявка на региональный патент; в течении года подается международная заявка, но наличие международного патента (коды WO, EP, EA) это только промежуточный этап; далее необходимо переходить на национальные стадии в отдельных странах. За процедуру регистрации и за каждый год действия патента в каждой стране надо платить дополнительно. Так же существует множество необязательных процедур, за которые с неопытных заявителей посредники постараются взять дополнительную плату. Когда приближается время международной публикации, то часто приходит несколько счетов на тысячи евро за осуществление публикации, но, несмотря на официальную форму, эти счета не имеют отношения к действительной процедуре патентования, это работа мошенников.

В отношении произведений искусства ситуация выглядит противоположным образом: авторские права автоматически сохраняются в течении всей жизни автора и еще в течении 50 (в ряде стран - 70) лет после его смерти. Если, к примеру, частное лицо в Америке поделится копией записи песни, спетой во Франции 90 лет назад, без разрешения на то наследников умершего исполнителя или иных правообладателей, то это будет незаконно. Видимо, необходимо довести требования закона до абсурда, прежде чем закон отменят, как де-факто не исполняемый и глупый. Так, в период развития звукозаписи музыканты протестовали против записанной музыки, так как боялись сокращения доходов от концертной деятельности. Этот закон следовало бы назвать не авторским, а продюсерским. Для автора известность и признание это цель, а для продюсера это средство. Получающих большой заработок исполнителей все видят, но их очень мало. Большинство занятых искусством людей имеет или могло бы иметь больший заработок, занимаясь посторонним трудом.

Человека сложно заставить работать, но еще сложнее заставить творца не творить. Я утверждаю, что все гениальное происходит не от заказа, не от финансирования, не от звания и титула, а от желания творить. В качестве примера следует вспомнить имена тех, кто создавал не изобретения, а делал открытия и дал знания, ставшие общечеловеческим достоянием; кто в процессе создания знаменитых работ не имел всех тех титулов, которые пришли позже; кто зачастую шел против руководства, церкви, власти, и большинство выдающихся людей могут быть включены в этот список.

Частично мои изобретения являются служебными, часть я регистрировал сам. Почему я это делаю? Во-первых, для тех покупателей, которым нравится фраза «запатентованная технология». Во-вторых, для того, что бы иная компания не могла присвоить себе авторство. В-третьих, для того, что бы сохранить свой опыт в широкой базе данных. Любая запатентованная технология это открытая информация, доступная через Интернет во всем мире. Эта информация классифицирована, ее легко найти, ею может воспользоваться кто угодно (с учетом формальных ограничений). Но многие важные технологии, допускающие военное применение, не будут там опубликованы и это тоже не хорошо.

Если вы желаете запатентовать и получить прибыль от своего изобретения, то разумный алгоритм действий будет следующим:

1. Подробно изучите запатентованные результаты других авторов, так как чаще всего ваше изобретение уже было изобретено. Базы данных доступны в Интернет, например тут: www.espacenet.com

2. Изучите правила составления патентной заявки для вашей страны, их можно найти в Интернете или в технической библиотеке.

3. Если у вас не слишком много денег, то подавайте заявку самостоятельно, услуги патентного поверенного не обязательны.

4. Если вы неуверенны в том, что патент будет выдан, то оплатите ускоренную процедуру рассмотрения. Обычно патент выдается спустя один год.

5. У вас еще нет патента, но уже оформлен приоритет на изобретение. В течении года вы должны найти покупателя на вашу технологию, что бы он оплачивал дальнейшие процедуры по международной регистрации.

В первую очередь вы получаете региональный патент. Чтобы ваши региональные патенты имели какое-то значение, необходимо эмигрировать в страну с крупной экономикой.

Что делать, если вашу технологию копируют? Если была хоть какая-то регистрация авторских прав, то можно предъявить претензию, используя как можно большее число юридических терминов, ссылаясь на множество статей законодательства и выражая решительность идти до конца. Такие действия рассчитаны на то, что ответчик плохо разбирается в ситуации, испугается и пойдет на переговоры. Затраты времени и денег на ведение действительных судебных выяснений могут быть достаточно велики, особенно, если ответчик принадлежит к иному государству. Если исход тяжбы не является очевидным, но заимствование очевидно, то более существенными могут оказаться действия по разрушению репутации ответчика.

Что делать, если вашу деятельность хотят ограничить на основании чужих авторских прав? Вы можете прекратить деятельность. Или вы можете проигнорировать необоснованные претензии. Или вы можете изменить технологию, что бы выйти за пределы формулировки чужого изобретения. Или вы можете оспорить чужой патент, ограничивающий вашу деятельность. Большинство новинок в той или иной форме встречались до того, как были запатентованы. Надо искать аналоги, о которых было известно раньше, и опротестовать патент по причине «отсутствие новизны». Можно найти в патентах и иные часто нарушаемые требования, например – «невозможность реализации технологии на основании материала, изложенного в патенте». Такое нарушение может быть умышленным, когда желают с одной стороны запатентовать, а с другой стороны не позволить повторить тот же результат. Если речь идет о патенте на промышленный образец, то тут вопрос сходства является весьма субъективным.

Еще одна область применения патентов – оптимизация налогов. Например, в вашей стране власти подняли налоги сверх терпимого уровня, а в иных странах бюрократы менее жадные. Если вы производите некую продукцию и не можете перенести все производство в другое место, то можно реализовать производство лицензионной продукции. Необходимо в стране с низкими налогами запатентовать изобретение, которое будет иметь отношение к вашему производству. Далее необходимо заключить лицензионный договор между производителем и правообладателем. На основании такого договора можно прибыль компании переводить в другую страну.

Алексей Зайцевский, 2010
Источник.

Алексей Евгеньевич Харламенков