Теория русского жестового языка : учебник для вузов / А. Е. Харламенков

Учебник для вузов

Харламенков Алексей Евгеньевич; 2021

Страниц    Обложка    Гриф    ISBN 
171    Твёрдая    Гриф УМО ВО
Гриф ЦНИИ РЖЯ 
   978-5-534-14700-1

 

 

Научная школа

Московский политехнический университет (г. Москва).

Библиографическое описание

Харламенков, А. Е.  Теория русского жестового языка : учебник для вузов / А. Е. Харламенков. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14700-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/479066 (дата обращения: 17.04.2021).

Подробнее...

Вступление

Цель настоящей статьи: представить изучающим жестовый язык методику постановки рук, позволяющую развить чёткость и ясность отображения жестов и дактилем.

За рамками статьи намеренно оставлены вопросы изучения жестового языка, как такового.

Актуальность выбора темы обусловлена сложностью выработки красивого и читаемого жестового почерка.

Почему вообще возник вопрос о жестовом почерке?

Во-первых — требования к почерку относятся к переводчикам жестового языка. Потребителями их услуг является значительная социальная группа (более 100 тысяч человек [2]). Другими словами — работа переводчика жестового языка — публичная с высоким уровнем социальной ответственности.

Во-вторых — вопрос вызван спецификой потребителей услуг перевода на жестовый язык: глухих и слабослышащих. Как отмечалось ранее [1], у этой категории лиц нагрузка на зрение в 5 раз выше, чем у слышащих людей; следовательно, требования к «красоте» и «читаемости» жестов обусловлены уже не эстетическими или субъективными соображениями, а физиологическими нуждами целевой группы потребителей: необходимостью всеми способами снижать нагрузку на перегруженный зрительный анализатор.

Проблема

Двадцатилетний опыт автора по изучению, переводу и преподаванию жестового языка позволил выявить и проанализировать одну существенную проблему, проистекающую из физиологии человека. Об этой проблеме и способе её преодоления подробнее будет сказано ниже.

Неотъемлемой частью большинства языков является письменность. Всем читателям, на примере русского языка, известно, что от чёткости письменной речи прямо зависит её разборчивость и восприятие. Особенно, в век печатного слова, это относится к рукописям. Соответственно, существуют понятия «разборчивый почерк» и «неразборчивый почерк».

Как ни парадоксально на первый взгляд, но данные понятия применимы и к жестовому языку, не имеющему письменной фиксации. Аналогом почерка в жестовом языке выступает чёткость показа (исполнения) жеста, где главную роль играет ясная и выразительная конфигурация кистей рук.

Нечёткие, смазанные конфигурации в жестовом языке являются дефектами речи.

Принципом чёткости в жестовом языке является правило: «все незадействованные в конфигурации пальцы — прямые; каждый палец движется отдельно»; конфигурация кисти — «звезда» с прямыми вытянутыми пальцами; между дактилемами нет промежуточных конфигураций кисти.

И этому принципу мешает главная проблема под названием «хватательный рефлекс». Достаточно посмотреть на конфигурацию расслабленной кисти руки: полусфера; пальцы почти сомкнуты. Самое лёгкое и естественное движение из этого положения — замкнуть кулак: все пальцы сгибаются одновременно и синхронно; причём — сгибаются начиная с кончиков, создавая зацеп, препятствующий выскальзыванию захватываемого предмета.

Особенно ярко хватательный рефлекс проявляется в дактилировании при смене пальцевых конфигураций: в тот момент, когда начинает загибаться требуемый палец при формировании новой дактилемы, рефлекторно сгибаются и кончики всех остальных пальцев руки, и лишь затем, по окончанию формирования дактилемы, они частично распрямляются. Именно это паразитное рефлекторное движение пальцев полностью смазывает весь рисунок дактилемы. То есть, между двумя дактилемами возникает промежуточная конфигурация кисти руки, стремящейся занять своё «естественное» полусогнутое положение; вход и выход в/из этой промежуточной конфигурации ещё и сопровождается движением всей кисти.

И эта «естественность» является главным противоречием с «принципом чёткости» жестового языка. А, поскольку, речь идёт о рефлекторном движении, то этот факт проходит мимо сознания.

Изучение жестового языка начинается с дактилологии — пальцевой азбуки. Дактилемы (пальцевые буквы) лежат в основе конфигураций практически всех жестов. От успешного освоения дактильной речи прямо зависит чёткость жестовой. Поэтому крайне важно правильно поставить руки именно на этапе изучения дактилологии, потому что фактически закладываются новые условные рефлексы мелкой моторики.

Как правило, изучающие дактилологию не обращают внимания на положение «незадействованных» в дактилеме пальцев. Например, в дактилеме «Р» нужно согнуть средний и большой пальцы так, чтобы ноготь среднего касался подушечки большого: сие есть значимая часть конфигурации руки. Студенты сосредотачиваются на этом, а в каком положении остальные пальцы — не обращают внимания. Но их положение и конфигурация известны — оно «естественное»: расслабленное и мало отличается от положения среднего (значимого в данной дактилеме) пальца. Аналогично и все остальные дактилемы.

Дополнительный сумбур в сознание вносят учебные пособия по языку жестов, использующие в качестве иллюстраций рисунки дактилем: из издания в издание в течение почти ста лет копируются одни и те же изображения ещё из первых, дореволюционных, публикаций. То было время зарождения жестового языка; проблемы жестового почерка ещё не стояло, так как только начинался процесс обучения глухих и профессии переводчика жестового языка ещё не существовало, как и жестового перевода перед массами. В это время изображения кистей рук отличались их «естественностью». Почему перепечатываются старые иллюстрации? — по причине сложности изготовления новых рисунков и неосознанности недостатков у существующих.

Заучивание дактильного алфавита происходит быстро — от одного до нескольких дней. Скорость дактилирования в «естественном» положении так же возрастает стремительно. Однако, прочитать что либо с такой дактилирующей руки, особенно на расстоянии (например — со сцены), практически невозможно. Она представляет из себя «паучьи челюсти», знакомые многим по документальным фильмам о насекомых: пальцы загнуты внутрь; шевелятся быстро, копошась возле центра ладони; дактилемы практически неотличимы друг от друга.

В результате и жестовая речь у этих людей так же смазанная и нечитаемая.

Задача

Исходя из вышеизложенного прослеживается потребность в подавлении хватательного рефлекса: ликвидации промежуточных паразитных движений и распрямления кисти дактилирующей руки.

Методика постановки рук

Для выполнения поставленной задачи необходимо растянуть связки и разработать суставы кистей рук, что можно сравнить с гимнастическим упражнением «шпагат».

В данном случае так же необходимо многократное выполнение следующего силового упражнения.

Все движения выполняются одной рукой, без помощи другой руки.

Начальная конфигурация руки: кисть прямая, все кончики пальцев усиленно тянутся назад; усилие максимальное1, и на протяжении всего упражнения эта установка (тянуть пальцы назад) сохраняется.

Первое движение: большой палец отводится вперёд; следующий шаг — из цикла «сам-себе-противоречу»: продолжая усиленно тянуть указательный палец назад, сгибать его и кончик зафиксировать большим пальцем (ноготь указательного прижался к подушечке большого пальца); через 1 секунду большой палец ослабляет фиксацию и указательный автоматически «выстреливает» вверх и возвращается в исходное положение; большой палец остаётся в этом положении. Данное действие описывается одним ненаучным словом: «щелбан».

Что происходит во время «противоречивого» сгибания пальца, когда сгибая его, продолжаем одновременно пытаться тянуть его же в противоположную сторону? — первыми начинают сгибаться суставы пальца у основания ладони, и, последовательно, к кончику пальца. То есть палец максимально долго остаётся прямым. При естественном же движении всё с точностью до наоборот: палец сгибается от кончиков к основанию ладони, как бы скручиваясь в улитку.

Самое важное: в тот момент, когда начинает сгибаться указательный палец — про него нужно забыть и всё внимание сосредоточить на всех остальных пальцах, продолжая тянуть их назад и ни в коем случае не допустить шевеления (загибания) их кончиков; в это время все пальцы занимают положения лучей звезды, расходящиеся в стороны — это правильно.

При этом важна не скорость движения, а точность.

После того, как указательный палец «выстрелил» и вернулся в исходное положение, настаёт очередь следующего пальца с соблюдением всего вышеизложенного; и так до мизинца.

Следует отметить, что во время выполнения этого упражнения «соседние» пальцы могут сгибаться в суставах у основания ладони; это нормально, главное, чтобы их кончики оставались прямыми.

Упражнение можно выполнять попеременно правой и левой рукой; синхронно обеими руками; либо только правой рукой, а через какое то время — левой. Выполнять до достижения усталости. Для отдыха нужно расслабить кисть и потрясти ею.

Расположение руки значения не имеет: упражнение можно выполнять даже в транспорте, держась свободной рукой за поручень, а «рабочую» расслабленно опустив вниз «крутить» ей упражнение. Работа и правой и левой рукой необходима для сбалансированного развития обоих полушарий головного мозга.

Ввиду того, что упражнение нацелено на подавление безусловного рефлекса и замещение его новым условным, успешность и продуктивность достижения результата зависит только от количества и точности выполнения упражнения. Для этого упражнения нужно выделять 20 30 минут в день; не обязательно одним отрезком, можно суммарно; а так же посвящать ему всё свободное время, когда руки не заняты другой работой в течение всего периода обучения жестовой речи.

Самая распространённая ошибка при выполнении упражнения — стараться быстро нарастить скорость. Этого делать ненужно.

Стоит ещё раз подчеркнуть, что данная гимнастика — силовая и требует высокой концентрации внимания; при увеличении скорости концентрация падает и сразу возникают паразитные движения. В этом случае скорость следует снизить до полного восстановления контроля.

Заключение

Эффективность предложенной методики проверена в течение 10 лет при индивидуальном преподавании жестового языка; при групповом — в Учебно-методическом центре Всероссийского общества глухих (УМЦ ВОГ); в Российском государственном социальном университете. При групповых занятиях уже на третий — четвёртый день становилось очевидным, кто из студентов выполняет данную гимнастику, а кто пренебрегает ей.

На курсах УМЦ ВОГ много лет каждое занятие начинается разминкой для рук с использованием различных тренажёров для мелкой моторики, что способствует повышению эластичности, гибкости и разогреву рук. Однако оставалась не решённой проблема хватательного рефлекса.

Описанная гимнастика решает эту проблему и может использоваться как в комплексе с прочими упражнениями для кистей рук, так и самостоятельно. Опыт показал, что студенты, прилежно выполняющие данные упражнения, приобретают хорошо читаемый жестовый почерк.

 

 

Литература

1. Харламенков А.Е. Адаптация глухих и реакция социума / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2014. – Вып. № 2. – С. 269-273.

2. РГ + Россия 24: Росстат об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Вот какие мы - россияне. [Российская газета - Федеральный выпуск №5660 (284)] [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2011/12/16/stat.html (дата обращения: 11.04.2014).


1 По исполнению похоже на прогиб спиной назад с закидыванием головы.


Опубликовано:

Харламенков А.Е. Электронная справочно-аналитическая система «Русско-жестовый толковый словарь» / А.Е. Харламенков // Научные труды Института непрерывного профессионального образования : Материалы Общероссийской научно-практической конференции «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия – XXI век» / ред. С.В. Чернов. – Москва: Институт Непрерывного Профессионального Образования, 2014. – Вып. № 3. – С. 44-49.

Недостаточно прав для комментирования.